Статьи
В основе статей лежат вопросы, которые задают родители учеников iClub

Влияние современных технологий на развитие мозга Вашего ребенка.

Как же телевидение влияет на развитие мозга Вашего ребенка? Большинство родителей считают, что если ребенок каждый день в течение часа или двух словно прикован к телевизору, то его мозги начинают буквально деградировать. Попробуем понять – так ли это на самом деле? (Напомним, что максимальная длительность ежедневного просмотра ребенком телевизора, согласно данным Американской Академии Педиатров, составляет от одного до двух часов. При этом, для детей до 2-х лет воздействие телевидения, как и других СМИ следует полностью исключить.)

Согласно данным Дафне Балевье, которая занимается исследованиями человеческого мозга, эффект от телевидения прямо пропорционален качеству самого телевизора перед экраном которого сидит ребенок. В исследовании под названием «Дети, скованные телевизионным кабелем. Это хорошо или плохо?», Балевье рассуждает о том, что разнообразие качества контента, которым насыщено телевидение, подобно разнообразию питательных и полезных свойств различных продуктов. Более того, она отмечает, что некоторые телевизионные передачи действительно способны оказывать воздействие на наши когнитивные функции и на процесс познания, в частности. Но есть и такие передачи, которые не способны оказывать положительного влияния в принципе. К примеру, если мы посмотрим на содержание программы «Исследователь по имени Дора», то увидим, что ее просмотр способствует увеличению словарного запаса и навыков общения у детей. Аналогичным образом влияет и просмотр таких передач как «Советы Блю» и «Большой красный пес Клиффорда». В то же время, те же «Телепузики» заметно снижают обе отмеченные нами способности.

Неужели можно просто так сказать Спанч Бобу — «НЕТ»?

Вот Вам навскидку пару телепередач, которые Вы можете пометить в Вашем списке.  «Улица Сезам», которая абсолютно всеми ассоциируется с подготовкой ребенка к школе, увеличением словарного запаса и навыками счета.  Согласно докладу Балевье, подобные развивающие программы наглядно показывают Вашему ребенку как «правильно разрешать социальные конфликты, наиболее эффективно устранять возникающие разногласия, а также справляться с чувством разочарования (фрустрацией).».

Вместе с тем, результаты МРТ, которые проводились на зрителях подобных передач, показали, что такой просмотр стимулирует как теменную долю головного мозга, так и зону Брока, которая отвечает за вербальные способности.

В то же время, Ангелина Лиллард, исследователь из Университета штата Виргиния считает, что «Губка Боб Квадратные Штаны» и подобные мультфильмы с быстро сменяющимся сюжетом попросту препятствуют развитию абстрактного мышления и краткосрочной памяти, а также ослабляют контроль над развитием стимулов у детей в возрасте 4 лет.

Отметим, что исследования, проведенные Массачусетским Университетом в 2001 году, лишний раз подтвердили мнение Балевье о том, что качество телевидения является намного более значимым, чем разнообразие передач, которые предлагаются к просмотру.

Добавим, что авторы данного исследования являлись ярыми противниками теории канадского философа Герберта Маршалла Маклюэна и вынесли вердикт о том, что: «Телевизионная среда по своей природе не является гомогенной или единым целым, а ее содержание, которое смотрит конкретный телезритель является намного более важным, чем то, что телевидение в принципе может предложить. Таким образом, данная среда сама по себе не несет в себе какой-либо информации. А вот то, что она предлагает конкретному зрителю и то, что он из этой среды подчерпывает и представляет собой эту самую информацию». Более того, в итоговом отчете четко указано, что «периодический просмотр образовательных телепередач детьми дошкольного возраста способствует стремлению к чтению, более высоким оценкам в школе, развитию креативности, расстановке акцентов именно на процессе достижения желаемого результата, а также снижает агрессию у них».

В любом случае, мы делаем вывод о том, что просмотр телевизора в течение пары часов в день будет более чем достаточным для детей, даже если те передачи, которые они смотрят и их содержимое являются очень качественным.

А как же насчет постоянного показа сцен насилия на экране?

Согласно данным не одного десятка отчетов стоит признать, что сцены насилия, которые дети видят на экране телевизора, действительно влияют на их дальнейшее поведение.  Исследования Национального Института Психического Здоровья, которые были проведены в 1982 году показали, что дети, которые смотрят по телевизору передачи со сценами насилия, зачастую, являются менее чувствительными к боли и к страданиям окружающих. Более того, такие дети действительно склонны больше бояться окружающего мира и, вероятней всего, будут более агрессивно и враждебно настроены по отношению к другим людям. В дополнение к сказанному хочется отметить, что если учащийся начальной школы смотрит подобные передачи по телевизору, то уже в подростковом возрасте он будет довольно выраженно проявлять агрессию, а когда станет взрослым, то, вероятней всего, может преступить закон и, как следствие, будет посажен в тюрьму.

Скажем решительное НЕТ дребезжащему экрану

В целом, последние исследования показали, что дребезжание, которое появляется на экране телевизора является крайне опасным для развития головного мозга. Отчет по результатам исследования, проведенного в 2013 году в Японии, который попал на страницы журнала под названием Cerebral Cortex (Кора головного мозга), говорит о том, что просмотр телевидения оказывает негативное влияние на передние доли головного мозга и, как следствие, ведет к снижению уровня вербального IQ. При этом, исследования 2005 года показали наличие четкой взаимосвязи между «постоянным просмотром телепередач в детском и в юношеском возрасте» с «довольно плохой успеваемостью в учебе», что, в принципе, было известно еще в 1986 году после проведенного метаанализа по данному вопросу. В результате данного метаанализа стало известно, что просмотр телевизора в течение двух и более часов в день негативно влияет на академическую успеваемость, и, «в частности, на отметки по чтению».

Вместе с тем, обильный просмотр телевидения не только влияет на успеваемость в школе и на средние баллы. Исследования, проведенные в Новой Зеландии в 2013 году, показали, что те, кто в детстве и в подростковом возрасте постоянно смотрели телевизор, вероятней всего, став совершеннолетними будут совершать различные преступления. Помимо этого, такие дети в будущем будут страдать от расстройства личности и проявлять агрессивное поведение в отличие от других. Исследования 2002 года, проведенные в Турции, показали, что «количество времени, которое уделяется просмотру телевизора обратно пропорционально успеваемости в школе и в социальной жизни», а также напрямую связано с проблемами социального характера и с проявлениями агрессивного и делинквентного поведения. Согласно исследованиям 2009 года, ежедневный просмотр телевизора влечет за собой вероятность проявления депрессии по достижении совершеннолетнего возраста. Такая тенденция, в частности, присуща молодым людям.

Но не стоит отчаиваться, ведь влияние телевидения на человеческий мозг не всегда является негативным. К примеру, было обнаружено, что просмотр комедийных передач положительно стимулирует наш мозг и мы это заявляем с полной ответственностью. Согласно данным, полученным в результате исследования Стэндфордского Университета 2012 года, просмотр юмористических передач стимулирует те зоны головного мозга, которые отвечают за обработку информации и за способность человека разрешать возникающие противоречия.

А как насчет реалити-шоу? Неужели и их просмотр оказывает на нас влияние? В каком-то смысле – да. Исследования психолога Дж. Кристофера Фергюсона, проведенные на 1141 девочке младшего подросткового и юношеского возраста, показали, что периодический просмотр реалити-шоу значительно повышает самооценку, а также «завышает ожидания доверительного отношения со стороны партнеров в период первых свиданий». При этом, наименее удивительной оказалась обнаруженная взаимосвязь между просмотром реалити-шоу, повышенным вниманием к собственному внешнему виду и желанием получить всеобщее признание со стороны окружающих, что становится во главе угла над всеми остальными ценностями.

Если материал был полезен, жмите "Мне нравится", чтобы получать еще больше ценных знаний про интеллектуальное развитие вашего ребенка!

  • Подберите занятия, которые подойдут вашему ребенку

    Подобрать

    Недостаточно просто занять своего ребенка. Сначала узнайте, что ему подходит и какой у него есть потенциал

    Записаться на тестирование